региональная общественная организация
официальный сайт

+7 (4742) 39-74-74

Анна Ярославина посетила перформанс «Нового театра» в рамках Московского экономического форума

Версия для печати


На минувшей неделе в столице состоялся Московский экономический форум (МЭФ 2024). Основной его целью организаторы определили «создание условий для комплексного развития российской цивилизации путем созидательного подхода в экономике и социуме». А потому в его программе нашлось место для обсуждения цивилизационного подхода в многополярном мире, русского культурного кода как паспорта суверенитета и даже опыта традиционных культур. К слову, модерировал эти темы, по большей части, Эдуард Бояков — художественный руководитель «Нового Театра».

В завершении первого дня форума желающие могли приобщиться к культурной программе: все тот же «Новый театр» приглашал на театральное представление с интригующим названием «ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПЕСНИ в ожидании 14-го пакета санкций». Еще более неоднозначно выглядел анонс в программе, где было указано про «музыкальный перформанс, посвящённый «духовным стихам», русской музыке XVII-XIX веков».

Вам доводилось читать или видеть пьесу «Иранская конференция» Ивана Вырыпаева? Ее автор для своего пролонгированного, разложенного на голоса размышления о природе современного мира, с этакой наивной прямотой выбрал форму конференции. Поэтому читателю/зрителю предопределено долго воспринимать сложно сформулированные речи, полные мало понятных терминов и многочленных чисел.

Эдуард Бояков для знакомства неподготовленного, как отмечено в речи ведущего, слушателя со старинным жанром русской музыки продвинулся еще дальше. Обострив наивную прямоту до грани гротеска, он назначил «ведущим научно-практической конференции» очаровательного мальчишку лет 12, который звонким, тренированным упражнениями по сценической речи, голосом рассказывал сначала про аппроксимацию в будущее текущих тенденций, потом излагал про крюковую нотацию знаменных распевов, потом даже шутил, например, про съезд лирников не то в 1934, не то в 37 году, кажется, в Харьковской области, который, по слухам, закончился масштабными расстрелами… Еще раз: шутка такая!

Выражая заученные эмоции, понимал ли ребенок контекст и значение того, о чем сообщал со сцены? Или он – не ребенок, а актёр, конферансье, задача которого динамично и ярко озвучить написанный автором текст? Стоило ли публике, собравшейся увидеть представление о душеполезных песнях, размышлять об ответственности режиссера или сразу признать явленное — сценической находкой и даже созидательным подходом, который прописан в целях форума ?..

Тем временем, на фоне коллажированного видеоряда, который транслировался на экран и оправдывал заявленный жанр перформанса, звучала музыка. Большую часть концерта — в исполнении группы LAVRA, в составе которой играют Варвара Котова (вокал, гусли, колесная лира), Сергей Калачёв aka Grebstel (midi-бас), Илларион Брусс (маримба, ударные). Сами музыканты определяют, что их творчество объединяет русские аутентичные напевы, этно-электронику и паттерны рока. А потому (для неподготовленного слушателя) было интересно, но непросто воспринять, каким же был тот невероятно популярный, потом почти утерянный, но по-прежнему нужный и родной жанр русского духовного стиха.

Пока на сцене, наконец, не появился ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». Прозвучал один, только один подлинный, аутентично исполненный распев. Но по-настоящему душеспасительный. А за одно — оправдательный этому «театральному представлению». Художественный руководитель ансамбля Андрей Котов, певец, хормейстер и фольклорист, посвятивший много лет изучению особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен, по-человечески просто объяснил, что «духовный стих— тот, который поёшь перед Богом». Такое толкование в одной из экспедиций дала ему однажды русская бабушка. И еще он добавил: «Мы его не возрождаем, мы эти песни поём, потому что любим».

На мгновение показалось, что реальные черты обретут пресловутые традиционные ценности, от которых путь к цивилизационному суверенитету. Но на сцене вдруг возник звонкий мальчик с выученной улыбкой и на восходящей интонации запросил бурных аплодисментов ансамблю «Сирин». А потом с легкой иронией и не по возрасту усталостью заметил, что «не все ж такие, многие косячат, а некоторые даже грешат».

…Зрительные ряды в зале редели, самые усидчивые поглядывали на часы, памятуя про обещанный фуршет. Даже заявленный в программе народный артист России Дмитрий Певцов уже мало интересовал. Ну, а если со зрелищем не задалось, так хоть хлебу порадоваться. На выходе из зала зрителям предлагали программку с анонсами предстоящих спектаклей «Нового Театра», кто-то брал.

И хорошо, что темой культурной программы экономического форума выбрали жанр русского духовного стиха. Хорошо, что Варвара Котова продолжает дело своего отца и ищет новое звучание старинной музыки. Хорошо, что детям дают возможность проявлять талант и развивать навыки на большой сцене. Плохо, что на пленарной сессии звучит одно, а вечером на сцене демонстрируется строго обратное. Хорошо, что зрители всё понимают. Плохо, что это по-прежнему не понимают организаторы.

Текст Анны Ярославиной

 

<Сентябрь, 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930