региональная общественная организация
официальный сайт

+7 (4742) 39-74-74

Как не утратить музыкальный бренд России

Версия для печати


23 июня музыканты отметили Международный день балалайки. Как можно заметить, отмечали без размаха и шума. Но в «АиФ-Черноземье» вышло интервью с профессором Воронежского института искусств Иваном Иншаковым о безграничных возможностях самого народного инструмента и о том, почему нам всем стоит им дорожить.

Усердие — с детства

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Иван Викторович, как вы отмечаете Международный день балалайки?

Иван Иншаков: Традиционно — концертами. В музыкальном колледже, где я тоже работаю, уже выступал наш ученический ансамбль «Юные воронежские балалаечники».

Справка

Иван Иншаков родился 20 января 1948 года в селе Орловка Воронежской области. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии фонда «Русское исполнительское искусство» (2006), лауреат Международной общественной премии «Виват, Маэстро — 2010», Москва.

 

— С какого возраста можно начинать учиться игре на балалайке?

— Лет с 5-6. Позже учить детей играть на балалайке, как и на любом другом музыкальном инструменте, тяжело, ребёнку нужно ещё до школы показать, что инструмент для него — самый важный в жизни. Ведь чтобы стать музыкантом, надо очень много работать. В старшем возрасте привить любовь к музыке и усердие уже трудно.

Многие выпускники региональных музучилищ уезжают учиться дальше в Москву. А в Воронеже учатся студенты из Владивостока, Саратова, Орла. У меня в музыкальном училище учились китаянка и француз. Закончили и продолжают заниматься. Купили здесь инструменты, взяли много нотного текста. Но надо отметить, что не только в столице есть хорошие мастера балалайки, появились они и в Китае — причём те инструменты, которые я видел, оказались даже лучше российских.

Ход королевой

— Расскажите о самых ярких выступлениях вашего ансамбля.

— … Самые яркие выступления были в костёлах в Лондоне: там великолепно звучала классика — Моцарт, Вивальди, Перголези. В начале 1990-х годов мы пять раз были в Англии. А в 1991 году выступали на благотворительном концерте перед самой королевой Великобритании, и символично, что это произошло ровно через 100 лет после того, как перед английским королём играл известный просветитель балалайки Василий Андреев. И пусть наше выступление было коротким — всего 3,5 минуты, но это было потрясающе! Все слушали нас с восторгом, королева Англии хлопнула 64 раза!

Думал, вернёмся домой героями, но лишь одна ведущая на ТВ в 1991 году заинтересовалась нашим успехом и сделала о поездке ряд передач. На родине это оказалось неинтересным. С «перестройкой» вообще всё русское стало глохнуть. По городу ходите — какая музыка звучит? А в Средней Азии, на Ближнем Востоке, вообще за границей на первом месте — национальная музыка.

Но разве нам, в России, нечего показать? В советское время хотя бы раз в неделю по радио и телевидению транслировались специальные передачи — играл оркестр народных инструментов. Сейчас они не популярны. Но оркестры народных инструментов существуют. Есть они и в Липецке, и в Орле, и в Тамбове. А вот в Воронеже почему-то нет. Наших балалаечников не приглашают на городские фестивали, хотя нам есть чем удивить публику.

Почему не ценим?

— О безграничных возможностях инструмента выражать чувства пела когда-то Алла Пугачёва «И тебе, тебе одному о своей любви пробалалаю». Но как давно появилась у нас балалайка?

— Первое упоминание о балалайке датировано 13 июня 1688 года, когда в участок в Москве были доставлены два крестьянина Савка и Ивашка, которые ехали на извозчичьей лошади, пели песни, играли на балалайке и бранили караульных стрельцов. Но та балалайка существенно отличалась от теперешней: она была слабой, маленькой, двухструнной, с пятью ладами.

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам Иванову, Пасербскому, Налимову и др. Так, в конце XIX века появилось целое семейство балалаек — пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас, что стало основой русского народного оркестра.

Многие считают, что на балалайке можно исполнять разве что частушки. Но это неверно: балалайка — очень сложный и интересный музыкальный инструмент, стоящий в одном ряду с другими классическими инструментами. На ней можно сыграть практически всё — в том числе любую классику. И по сей день я не могу объяснить, почему я полюбил балалайку. Это наше — исконное русское, наша история, наши традиции, наше прошлое и настоящее, в ней сердце и душа. Во многих странах любят балалайку! На ней играют в Индии, Японии, Америке, Израиле, Германии, Чехии, Англии и даже Ливане. А мы сами балалайку не ценим. Нужно популяризировать наш российский бренд.

Источник: АиФ

<Сентябрь, 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930