«Меньше слов, больше кейсов». Крупнейший в Черноземье форум предпринимателей прошёл в Воронеже в конце ноября. Он стал шестым по счету. Здесь собрались бизнесмены и самозанятые со всей России, а также общественники и представители госструктур. Всего зарегистрировались более 2,5 тыс. человек. В выставке участвовало 60 компаний, программа включала 30 сессий, в работе которых приняли участие 134 спикера.
В деловой программе — только выжимка опыта и инсайтов приглашенных практиков. Темы секций в этом году предлагали сами предприниматели: поддержка бизнеса государством, цифровизация и digital-маркетинг, хедхантинг, построение личного бренда и другие боли и точки роста предпринимателей. Среди них оказалась и тема о том, «Как креативная индустрия развивает регион». Стоит отметить, что двое из пяти участников дискуссии презентовывали опыт Липецкой области — Анна Ярославина, сопредседатель ЛРМОО Клуб культурного развития «Хрустальный слон», автор и организатор фестиваля «Тайны усадьбы», а также Евгений Крикунов, коллекционер и меценат, основатель 5 музеев в городе Елец. Воронежские кейсы представили Елена Кузнецова (Школа пирографии), Евгений Абрамов (Детский и семейный парк «НЕЛЖА.РУ»), Ян Посадский и Миша Гудвин ( мастерская «Дай пять»), Анастасия Цымбал ( частный "Никитинский театр"). Модератором дискуссии выступила Жанна Корнева, руководитель креативного маркетингового агентства «Мозаика» и образовательного проекта «ARBUZ Academy of Art&Business».
То, что креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики, уже считается неоспоримым фактом. А вот сама терминология по-прежнему вызывает множество вопросов. Понятие креативных индустрий объединяет буквально все, что лежит на стыке творчества, науки, предпринимательства, промышленности и образования. Тем не менее, очевидно, что креативные индустрии, несмотря на зыбкость трактовок, будут развиваться. Большой потенциал в этом плане, по мнению мировых экспертов, у сферы туризма, а также инновационного производства и выпуска новых моделей потребительских товаров.
Участники секции в Воронеже попробовали сравнить имеющийся в регионе опыт и оценить его перспективы. Представленные проекты (очень разные по формату, масштабу, возрасту, идее) объединяет одно — они низкомаржинальны. Какой бы перспективной не была креативная индустрия в мировом масштабе, на уровне регионов предпринимательская инициатива, связанная с культурой и творчеством, остается финансово уязвимой и полностью зависима от личности своего автора.
— Фестиваль-погружение «Тайны усадьбы» одновременно попадает под несколько определений. Он и культурно-просветительский проект, и частная творческая инициатива, и пример ценностно-ориентированного предпринимательства, и туристическое событие. Его финансовая модель завязана на получение грантовых средств, привлечение спонсоров, реализацию билетов, сбор организационных взносов, но всегда и прежде всего — на собственные средства организаторов. Потому что рисков много, а итог всегда один: заявленное события должно состояться и пройти достойно, — пояснила Анна Ярославина.— Поэтому результативность проекта оценивается не только финансовыми показателями, но как раз теми критериями, которые и определяют качественное изменение среды, о которой мы сегодня говорим.
Получается, что частные театры, галереи, музеи, исторические реконструкции и природные парки существуют не ради выгоды, а для улучшения социокультурной обстановки. А развиваются такие проекты в регионе каждый раз при условии, что их руководители не предполагают быстрой и значительной выгоды, скорее готовы снова и снова вкладывать силы, время и средства. Одним словом, вопрос, где взять деньги был самым популярным во время дискуссии. Но был сделан и вывод о том, что будущее креативных индустрий зависит от того, научатся ли разные отрасли действовать консолидировано. А для этого уже требуется самоорганизация сообществ.
Текст и фото Анны Ярославиной