региональная общественная организация
официальный сайт

+7 (4742) 39-74-74

Мемы и мемуары Александра Богданова

Версия для печати


Возможно, с первого взгляда вам не найти это место на карте. Оно на границе Липецкой и Рязанской областей. Здесь, в самом центре европейской части России, в складках ландшафта и бушующего разнотравья, затаилась почти нетронутая человеком территория – урочище Зеркалы. Мир урочища, первозданный и живописный, с трепетом в сердце и интересом в душе постигал Пётр Семёнов. Мальчик, мечтавший вырасти и открыть для людей тайны малоизвестных земель. Годы труда превратили сына героя Бородинской битвы в величайшего русского путешественника Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Он чтил Россию так же, как эти бескрайние поля, петляющие просёлки, овраг Зеркалы да речку Ранову. И стоило оказаться в этих краях, как мы почувствовали: любовь с этой землей у нас взаимная. 

В такое сокровенное место привёл нас жребий путешественников. Здесь находится музей-усадьба Семёнова-Тян-Шанского. Напомним, что 17 августа здесь, на родине великого учёного и путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского в усадьбе Рязанка Чаплыгинского района состоится фестиваль-погружение «Тайны усадьбы». Приезжайте, чтобы погрузиться в размеренную жизнь русской усадьбы и многое узнать об истории Отечества, проникнуться её бесспорно прекрасной культурой.

И здесь же нас ожидала встреча с нашим доблестным героем. Александр Богданов не просто гостеприимно распахнул перед нами двери усадьбы. Он указал путь к сердцу её истории!

Насколько масштабной была личность Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского в Российской империи и достойно ли его имя памяти грядущих поколений? Он – потомственный дворянин, вице-председатель Русского географического общества, сенатор, действительный тайный советник, кавалер высших наград Российской империи, ряда европейских, азиатских и даже африканских государств, член Государственного Совета, председатель статистического комитета МВД Российской империи, участник крестьянской реформы 1861 года, председатель Русского энтомологического общества. Представляете, какими насыщенными были почти девять десятилетий его земной жизни! Такой потрясающей биографии могло с лихвой хватить на несколько людских судеб. Но провидению было угодно отдать всю полноту жизни тому, чья созидательная энергия и разносторонние жизненные призвания делали честь государству российскому.

Что до усадьбы, то её история продолжается без малого уже 230 лет. Правда, в 1892 году огонь уничтожил деревянное здание главного усадебного строения. Но через год оно было полностью восстановлено. И за минувшие 125 лет облик усадьбы мало чем изменился. 

Её последним владельцем был племянник Семёнова-Тян-Шанского – Михаил Николаевич. Во времена октябрьской смуты (так гласит местное предание) к нему пришли крестьяне и попросили уехать подобру-поздорову. Дурного барину они не желали и усадьбу пообещали сберечь. Насколько в то недоброе время это было в их силах. Ведь рядом, в Данковском уезде, чья-то людская ненависть языками пламени уже пожирала недвижимое имущество дворян. И Михаил Николаевич уехал от греха подальше, спасая фамильную библиотеку, портреты семьи да рояль. Хотя атрибуты старого мира, в то мятежное время, уберечь было невозможно. Их с упоением громили уже по всей России-матушке…

А усадьба долго не пустовала. Матросы-анархисты, прибывшие в 1918 году из революционного Петрограда, образовали здесь коммуну. Она-то усадьбу и оберегала. Шло время. Коммуну «Вольная община» сменил колхоз «Красный пахарь». А в здании усадьбы расположились: правление колхоза, клуб, несколько комнат даже были выделены под жилье. Со второй половины 30-х годов здесь разместили пионерский лагерь для детей железнодорожников. А в 1954-ом – детский санаторий. Существовал он без малого 20 лет. И именно столько времени понадобилось руководству Липецкой области, чтобы понять, возить детей в эту глубинку не с руки. И как только детские голоса затихли в усадьбе, в тот же момент из неё всё имущество и вынесли!

Если бы не Вера Дмитриевна – внучка Семёнова-Тян-Шанского, которая в конце 60-х приехала в родовое гнездо и к своему ужасу обнаружила его разорённым! Тогда-то из её уст власти рязанские и липецкие узнали, чей отчий дом находится у них под самым носом. И в 1977 году, к 150-летию со дня рождения Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского, усадьбу привели в надлежащий вид. И даже провели по случаю в её стенах торжественное заседание, на которое прибыли светила отечественной географической науки и первые лица области. Потом усадьба стала базой практики для студентов-биологов пединститута. В 1997 году – музейной экспозицией Чаплыгинского районного краеведческого музея. С недавних пор музей-усадьба получил статус областного учреждения культуры.

Советская эпоха не простила Семёнову-Тян-Шанскому, ни его заслуг перед Отечеством, ни близости к государю-императору. И в учебниках географии той поры он так и остался человеком, совершившим своё путешествие в Тян-Шань. О его прочих ипостасях предпочли забыть на долгие годы.

И тут, спустя годы, волею судьбы и здравого смысла появляется человек, чья любовь к истории родного липецкого края самозабвенна. Поначалу он знает о Семёнове-Тян-Шанском лишь в пределах расхожих представлений о его путешествиях. И начинается поиск истины и возрождение доброго имени. Эти искания и привели Александра Богданова в Петербург, к потомкам Семёнова-Тян-Шанского. Они связали его с ними крепкой дружбой и доверием. Да таким, что Богданова теперь все Семёновы-Тян-Шанские называют не иначе, как биографом своего великого рода. Сам биограф, в силу данного ему воспитания, смущается, но высоту своей профессиональной планки снижать не намерен.

Александр Богданов историк по образованию. И сколько себя помнит, столько отдавал свои знания детям. Начинал в родной сельской школе, затем был третьим секретарем Чаплыгинского райкома комсомола по работе со школьной молодежью. В 90-е – методистом по краеведческой работе в Доме пионеров и школьников. Много перелопатил исторической и краеведческой литературы, ходил со школьниками в увлекательные походы. В те, охваченные криминалом годы, его группа из восьми мальчишек и четырех девчонок до самого Бородинского поля добиралась на перекладных. Это ж как надо историю своей страны любить, а? Новые путешествия требовали новых знаний. Пришлось Богданову засиживаться в областных научных библиотеках Липецка и Рязани. И так постепенно он стал кладезем информации. Пришло время делиться ею с миром. Краеведческая страница в районной газете для этого подходила.

В 1989 году образовалось Липецкое областное краеведческое общество. И Александр Богданов вступил в его ряды без раздумий. Потом была работа в школе. Потом внезапно заболел первый директор музея-усадьбы Олег Гораничев, работавший здесь с 1997 по 2007 год. И Богданова попросили его на время подменить. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Так в 2006 году судьба наконец-то свела нашего героя с наследием Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.

А дальше был энергичный сюжет на одном из федеральных телеканалов. И вся страна вмиг узнала, что в Липецкой области разваливается усадьба великого географа. Узнали об этом в столице, в Липецкой областной администрации и в Липецком отделении Русского географического общества. Гнев, стоящих у кормила власти, принял тогда на себя самоотверженный председатель всех липецких краеведов Александр Клоков. Но волны, порождённые испугом чиновников, опрокинули и жизненную лодку нашего героя. Последовали вызовы «на ковер», череда проверок музея-усадьбы, обвинения в отсутствии патриотизма. Так уж у нас, на Руси, заведено: проще обрушить мощь административного ресурса на голову человека, указавшего на проблему, чем искать пути её решения. 

Но и в этой ситуации Александр Богданов убежденности в правоте своего дела не терял. Десять лет он служил верой и правдой памяти Семёнова-Тян-Шанского. Такую часть жизни из сердца просто так не выкинешь. Надеялся на здравый смысл, а не на уязвлённое чиновничье самолюбие. А вдруг что-то да переменится? Время мучительных ожиданий шло и ничего хорошего не происходило. Вот тогда он написал заявление и ушёл, куда глаза глядят…

Александра Богданова спасли друзья. Все те, кого он сплотил за годы своей работы вокруг имени Семёнова-Тян-Шанского. Их оказалось достаточно. И пусть они не обижаются, что не отыщут своих имён в этой истории. Таков удел настоящей дружбы. Ты меняешь сценарий жизни близкого тебе по духу человека, но твоя судьба – всегда остается «за кадром». А Богданов сначала водил экскурсии для туристических агентств, затем работал научным сотрудником в Госдирекции по охране культурного наследия.

 

А потом было его блистательное выступление на ученом Совете в Липецком государственном педагогическом университете. Где перед большой аудиторией, состоящей из преподавателей, заведующих кафедрами, студентов и уважаемого ректората, Александр Богданов вдохновенно рассказывал о жизненных призваниях своего земляка Семёнова-Тян-Шанского, чьё имя придаст высокий статус их вузу. Представители всех шести институтов после этой речи прониклись идеей о присвоении имени Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского их альма-матер и узрели, что в каждой науке, которую преподают здесь, он свой. В 2016 году имя достойного сына Отечества было увековечено в названии этого престижного вуза Липецкой области. И теперь в сердцах, научных работах и дипломах его выпускников хранится часть кода памяти о Семёнове-Тян-Шанском.

После изменения статуса музея, новое руководство предложило Александру вернуться и он, не задумываясь, согласился. Место любимой работы Александра Богданова находится в полусотне километров от его дома. Ранний подъём, поход на автобусную остановку, путешествие на рейсовом автобусе, что ходит в те края через день, снова пешая прогулка и вот она усадьба! Бывает, там и заночует. И так день за днём, год за годом. Летом в усадьбе прохладно, зимой – просто холодно. По зданию давно плачет ремонт. Намерения есть, но денег пока не густо.

А Богданов водит по усадьбе экскурсии, пишет научные труды, участвует в конференциях. И всякий раз, когда обстоятельства чинят на пути новые трудности, его глаза излучают озорство и оптимизм. Это же дело всей его жизни. А дело, данное Богом, каждому человеку – никогда не может того разрушить. Только укрепить…

Идея проекта «Россия за моим порогом» и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019

Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко
Продвижение проекта: Дмитрий Мануков
Backstage: Лариса Коваленко (с), 2019
Фото: из открытых источников, А.В. Семенов-Тян-Шанский, Павел Коваленко, Лариса Коваленко (с), 2019

 

 

 

<Сентябрь, 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930