региональная общественная организация
официальный сайт

+7 (4742) 39-74-74

«Храни селенье, лес, и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель»

Версия для печати


В день 220летия великого русского поэта обратимся к образу русской усадьбы в творчестве Александра Пушкина. На разных этапах своей жизни поэт обращался к усадьбам Захарово, Большие Вязёмы, Михайловское, Тригорское, Петровское, Болдино. В произведениях об этих усадьбах отражаются личные переживания поэта. Образ русской усадьбы в восприятии Пушкина постепенно расширялся, обогащался, совершенствовался.

Первым отражением усадебной жизни в поэзии Пушкина является его послание к К. Н. Батюшкову — стихотворение «Городок» (1815). Темой этого стихотворения являются дружба и любовь, уединение поэта, его поэтические фантазии:

От шума вдалеке,

Живу теперь я в городке,

Безвестностью счастливом.

Я нанял светлый дом

С диваном, с камельком;

Три комнаты простые –

В них злата, бронзы нет,

И ткани выписанные

Не кроют их паркет.

Не кроют их паркет.

В стихотворении Пушкин представляет идиллический мир русской усадьбы. Оно сохраняет свои индивидуальные особенности, но близко к произведениям XVIII в., это влияние особенно заметно в восприятии усадьбы. Впервые в русской литературе образ усадьбы как идиллического мира появился в поэзии XVIII века в творчестве А. Д. Кантемира, Г. Р. Державина, И. И. Хемницера. В их произведениях усадьба изображалась местом свободного времяпрепровождения, философских размышлений, навеянных наблюдениями за природой, за сельским бытом. В век Просвещения, общественного служения усадьба стала символом тихой жизни, свободной от городских страстей, суеты.

<…>Пушкин описывает укромный, уединённый, не очень ухоженный, удалённый от суетной столицы и царского двора домик — жилище поэта. Несомненно, на формирование образа усадьбы в творчестве Пушкина оказало влияние сельцо Захарово, традиционный уклад которого с шумными праздниками, хороводами и песнями, живописной природой, сказками няни помнил поэт с детства. Захарово стало для Пушкина особым миром, в котором были заложены основы мировосприятия, созерцания окружающего. В стихотворении «Послание к Юдину» (1815) поэт представил наиболее полное описание усадьбы Захарово:

Уж вижу в сумрачной дали

Мой тесный домик, рощи тёмны,

Калитку, садик, ближний пруд,

И снова я, философ скромный,

Укрылся в милый мне приют.

И, мир забыв и им забвенный, -

Покой души вкушаю вновь…

Образы усадебного мира в стихотворении представлены через воспоминания. Бытовых картин в стихотворении нет, образ усадьбы воплощён в идиллическом преломлении, тяготеет к творчеству Батюшкова, Муравьёва. В последующих, уже прозаических, произведениях Пушкин также вспоминает Захарово. Л. М. Аринштейн в работе «Сельцо Захарово в биографии и жизни А. С. Пушкина» указал на значение этой усадьбы в повести «Барышня-крестьянка»: «Образ Захарово в то время активизировался в сознании Пушкина, находился, выражаясь фигурально, на кончике пера. А это значит, что какие-то элементы этого образа так или иначе участвовали в формировании поэтической картины русской поместной жизни, изображённой в повести».

<…>Но через всю сознательную жизнь поэт пронёс в своём сердце образ другой усадьбы. От личной и творческой биографии Пушкина неотделима усадьба Михайловское. Именно с этими местами связано более глубокое, философское восприятие поэтом образа русской усадьбы. Красоту псковских мест поэт оценил ещё в свой первый приезд в Михайловское — в 1819 г. он написал стихотворение «Домовому» — стихотворение, напоминающее просьбу, молитву о сохранении, защите усадьбы:

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!

 

И. Иванов. Сельцо Михайловское, 1838

В этом же году мир русской усадьбы был описан Пушкиным в стихотворении «Деревня». Восприятие усадьбы здесь сложнее. Представлено два мира: мир большой — это мир вне усадьбы (мир истории) и мир малый — сама усадьба, дом, приют спокойствия и вдохновения. Связующей нитью этих «миров» стало изображение повседневной жизни крестьян. В лирических произведениях, эпистолярном наследии Пушкина периода можно найти самые разные упоминания о родной усадьбе. В Михайловском поэтом создано около ста произведений, которые являются своеобразным путеводителем по этим местам. Обращаясь в стихотворениях к Михайловскому, Пушкин никогда не называл это место усадьбой. По отношению к Михайловскому поэт использует иные номинации: деревня (самое частое), «поместье мирное», «изгнанья тёмный уголок», «изгнанье мирное», «глушь», «мой мирный уголок», «обитель дальняя трудов и чистых нег», «строгое уединенье». В черновике письма Пушкина к В. Ф. Вяземской можно по отношению к Михайловскому найти даже Евангельское изречение: «И вот я — пророк в отечестве своём». Особенно ценным для этого периода в жизни поэта стало «постоянное соприкосновение» со Святогорским монастырём.

Митрополит Анастасий (Грибановский) писал о жизни Пушкина в усадьбе: «Наблюдая воочию тесную нравственную связь народа с монастырём и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развёртывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить незримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей». В Святогорский монастырь поэт приходил в моменты творческих исканий, поклониться могилам предков, памятью которых он дорожил. Анализ писем Пушкина этих лет показывает, что мысли поэта всё более занимали христианские добродетели — помощь и внимание к ближним, сострадание человеку. Пушкин обращался к друзьям, чтобы попросить их участия в оказании помощи. В письмах к брату очевидна забота о судьбах людей, пострадавших от наводнения в Петербурге, — поэт готов отказаться от денег на издание «Евгений Онегина» в пользу несчастных: «Этот потом с ума мне нейдёт, он вовсе не так забавен, как с первого взгляда кажется. <…> Помогай из Онегинских денег, но, прошу, без всякого шума, ни словесного, ни письменного» (из письма к Л. С. Пушкину от 4 декабря 1824)

Роман «Евгений Онегин» настолько вдохновил Пушкина, что он позабыл о прежнем своём нерадостном пребывании в усадьбе в Михайловском, в письме В. Ф. Вяземской в октябре 1824 г. поэт сообщил: «Я нахожусь в наилучших условиях, чтобы закончить мой роман в стихах». Наблюдения за усадебной жизнью Михайловского и других окрестных деревень давала натуральный, верный материал из истории сельской жизни. Находясь в псковских имениях, Пушкин написал для романа несколько глав, в которых великолепно рассказал об усадебной жизни, показал картины деревенской природы. Снова Пушкин не употребляет слова «усадьба». Описывая имение Онегиных, поэт называет дом «почтенным замком». <…> Образ усадьбы в романе складывается из сплетения природных, пространственно-временных и лирических мотивов. Наиболее важные события в «Евгении Онегине» происходят именно в усадебном парке — сцена свидания и объяснения Татьяны с Онегиным, в саду Татьяна мечтает о своём герое. Сад в усадьбе Лариных светлый, солнечный, радостный. О значении Тригорского парка в романе Пушкина написал К. Г. Паустовский в книге «Михайловские рощи: повести и рассказы»: «Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остаётся от него почему-то даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами по весёлой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Онегина. <…> Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под чёрными шатрами листьев, девичьего смеха и шутливых признаний» Образ усадебного парка в «Евгении Онегине» наполнен красотой, эстетикой, выступает как идиллический. В романе Пушкин описывал кабинет, очень похожий на свой в Михайловском:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

 

Кабинет А.С. Пушкина в усадьбе Михайловское

Старый усадебный дом в Михайловском точно напоминал те имения, которые поэт описывал в ранних стихотворениях. В комнатах было много вещей отца и деда, в книжном шкафу — старые книги, землемерные планы, месяцесловы, календари, альбомы матери. Интерес к истории своих предков неотделим у Пушкина от истории родового поместья.

В 1827 г. Поэт, «почуя рифмы», вновь посетил Михайловское. В этот приезд Пушкин начал писать своё первое прозаическое произведение — роман «Арап Петра Великого». К эпохе Петра I поэт обратился как профессиональный историограф. Главным героем романа стал прадед самого поэта — Абрам Петрович Ганнибал. С интересом к истории рода, истории государства Пушкин посещал усадьбу Ганнибалов Петровское — сельцо, расположенное неподалёку от Михайловского, на противоположном берегу озера Кучане. Поэт часто бывал у своих родственников, слышал про «стародавних бар рассказы» от старых слуг Ганнибалов. Ещё со времён Михайловской ссылки Пушкин мечтал получить от П. А. Ганнибала автобиографию своего прадеда, в письме к П. А. Осиповой он писал: «Я рассчитываю ещё повидать моего двоюродного дедушку — старого арапа, который, как я полагаю, не сегодня — завтра умрёт, а между тем мне необходимо раздобыть от него записки, касающиеся моего прадеда».

Полученные от П. А. Ганнибала сведения об истории рода положены Пушкиным в основу «Арапа Петра Великого». В романе нет конкретного изображения усадебной жизни русского дворянина, но в противопоставлении старого патриархального уклада новому, петровскому быту поэт отразил истинные национальные ценности русской жизни: дом, семья, преемственность поколений. В. Г. Белинский, определяя значение романа для русской литературы, писал: «Будь этот роман кончен, так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории».

<…>Новым словом в творчестве поэта, во всей русской литературе стали «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Проза дала возможность Пушкину «раскрыть личную жизнь и внутренний мир человека в связи с жизнью социальной и общественными отношениями» Действительно, в процессе создания цикла повестей большое значение имела реальная деревенская действительность, окружившая поэта в Болдино в 1830 г. Знакомство с вотчиной предков стало для Пушкина ещё одним источником творчества, подобно Михайловскому, Тригорскому, Петровскому. Мир «Повестей Белкина» — мир русской провинции, в котором изображение дворянской усадьбы, её быта имело особое значение.

Образ провинциальной дворянской усадьбы появился на страницах повестей «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел». В каждой из этих повестей читатель встретит описание усадебного дома, парка, познакомится с укладом жизни провинциального помещика. Если проследить образ усадьбы на протяжении всего цикла поветей, можно отметить, что в «Гробовщике», в одной из первых повестей цикла, изображён на фоне мрачной атмосферы московский дворянский особняк, занятый нечестно разбогатевшим предпринимателем, а заканчивается цикл повестью «Барышня-крестьянка», показывающей идиллическую усадебную провинциальную жизнь. Уже из этого сопоставления видно, что Пушкин противопоставил городской жизни жизнь деревенскую, традиционную, самодостаточную.

<…> «Портрет» провинциальной дворянской усадьбы изображён Пушкиным в повести «Барышня-крестьянка». Представлено поместье, словно самостоятельное государство, с хозяевами, землями, крестьянами. Центр усадьбы — барский дом, в котором Пушкин описал несколько комнат (столовая, библиотека, гостиная, спальни). В усадьбе было своё хозяйство — ферма, конюшни, пастбища, сенокосные угодья. Барская усадьба была огорожена, деревню окружала околица. Показаны и развлечения господ — приезды гостей, охота. Уклад жизни усадьбы — патриархальный, жили «от праздника к празднику». Так в повести показан идиллический мир, воплощение родного дома, естественности, внутренней гармонии, свободы, простоты. Особенности изображения провинциального быта подчёркнуты Н. К. Геем в работе «Пушкин — прозаик». Исследователь писал: «Удивительный феномен — “раздвижение” рамок пушкинского повествования. Это “расширяющийся” изнутри мир, казалось бы сосредоточенный “на пятачке”, но таящий в себе огромный, национальный, истинно русский мир».

 

усадьба Братцево на время стала усадьбой Григория Ивановича Муромского, отца Лизы

Образ усадьбы в творчестве Пушкина — это символ русской национальной культуры, она несёт в себе мировоззренческую функцию, является своеобразной моделью миропонимания дворянина. В творчестве Пушкина в разнообразных воплощениях представлена духовная сущность усадьбы: изображение усадебных строений, садов, бытовых предметов, взаимоотношений господ и дворовых, разных поколений семьи владельца. Изображая эти составляющие, поэт показывает, что усадьба — это не просто мечта об одиночестве, спокойствии, творчестве, а жизнь среди близких и родных душ, понимание родовой связи предков и потомков как основы достоинства человека, как условие жизни в мире. Образ усадьбы отражает присущее поэту чувство историзма. В стихотворении «Вновь я посетил…» (1835) выражен апофеоз духовного мира усадьбы в пушкинском понимании: журчанье ручья будит воспоминания не о рассказах няни, приятных сердцу, как привычный и однообразный шум любимого ручья:

…Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Нравственно-эстетические ценности, воплощённые Пушкиным в образе русской усадьбы, являются необходимыми для дальнейшего полноценного существования как каждого из нас в отдельности, так и для возрождения и развития всей русской культуры.

 

По материалам очерка  Поташовой К. А. «Усадебная культура в жизни и творчестве А.С. Пушкина».

В заставке к новости картина Белюкина Дмитрия «Пушкин и Языков в Михайловском». 1991 г

<Сентябрь, 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031